Главная » 2015 » Июль » 24 » О зависти
17:44
О зависти
Эта статья исследование зависти. Началось это исследование с неприятного ощущения. Я пыталась понять себя. Окружала себя мысленно светлым потоком любви в виде светящейся сферы, читала молитвы. Оказалась зависть. Хотя сразу было не понятно и чему или кому это я завидую? Становится понятным, если изучить, то что пишут о зависти.

Читала о зависти святителя Василия Великого.

"Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих. Она менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее. Как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой живет она. Лучшее же сказать, как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается.

Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле у ближнего? дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? или нет у него недостатка в радостях? - все это - пища болезни и приращение скорби для завистливого. Поэтому нимало не разнится он с человеком, который ничем не покрыт, и в которго все мечут стрелы. Крепок ли кто или здоров? - это поражает завистливого. Красив ли другой лицом это - новый удар завистнику. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя взоры и возбуждает соревнование своим благоразумием и силою слова; другой богат, славится щедростию подаяний и общительностию с нуждающимися и получает много похвал от облагодетельствованных. Все это - удары и раны, наносимые в самое сердце завистника.

... Один предел ненависти - увидеть, что внушавший зависть из счастливого стал несчастным, и возбуждавший соревнование сделался жалким. Тогда примиряется и делается другом, когда видит плачущим, встречает печальным. С веселящимся не веселится вместе, но с сетующим проливает слезы. И если оплакивает переворот жизни, по которому человек из такого счастия впал в такое несчастие, то не из человеколюбия, не ииз сострадательности хвалит прежнее его состояние, но чтобы более тягостным сделать для него бедствие. По смерти сына, хвалит его, превозносит тысячами похвал, что он был и прекрасен, и понятен к учению, и способен ко всему; а если бы младенец был жив, язык не вымолвил бы доброго о нем слова. Как скоро видит, что многие с ним вместе начинают хвалить, опять переменяется, опять начинает завидовать умершему. Дивится богатству по разорении. Телесную красоту или силу и здоровье хвалит и превозносит уже по наступлении болезней. И вообще, он враг того, что есть, и друг того, что погибло.

Зависть есть самый непреодолимый род вражды. Других недоброжелателей делают более кроткими благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро. Чем больше видит он себе благодеяний, тем сильнее негодует, печалится и огорчается. Он более оскорбляется силою благодетеля, нежели чувствует благодарность за содеянное для него. Какого зверя не превосходят и завистливые с жестокостию своих нравов? Не превышают ли свирепостию самого неукратимого из них? Псы, если их кормят, делаются кроткими; львы, когда за ними ходят, становятся ручными. Но завистливые еще более свирепеют, когда оказывают им услуги.

... У завистливых не похвальны ни добродетельный поступок, ни сила слова, украшенная важностию и приятностию, ни все прочее, достойное соревнования и внимания. Как кошуны, пролетая мимо многих лугов, многих мест приятных и благоухающих, стремятся к чем-либо зловонному, и как мухи, минуя здоровое, поспешают на гной, гнилое. И если случится в чем проступиться (как часто бывает с людьми), они разглашают это, хотят, чтобы по одному этому узнавали человека, как и недобрые живописцы лицо изображаемого ими на картине отличают искривленным носом, или каким-нибудь рубцом, или другим недостатком природным либо проишедшим вследствие болезни. Они искусны сделать презреным и похвальное, перетолковав в худшую сторону, и оклеветать добродетель, предствавив ее в виде порока с ней смежного: мужественного называют дерзким, целомудренного - нечувствительным, справедливого - жестоким, блгоразумного - коварным. Кто любит великолепие, на того клевещут, что у него грубый вкус; о щедром говорят, что расточителен, и о бережливом опять, что он скуп (или эгоистичен). И вообще всякий вид добродетели не остается у них без такого имени, которое заимствовано от противоположного порока.

Что же? ограничим ли слово одним осуждением сего зла? Но это - как бы одна половина врачевания. Не бесполезно показать страждущему важность болезни, чтобы внушить ему должную заботливость об избавлении себя от зла; но оставить при сем страждущего, не дав руководства к приобретению здравия, не иное что значит, как предоставить его действию болезни.

...Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потому, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслужить одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие. Таким образом и себя спасешь, и при больших благах приобретешь большую знаменитость, потому что добродетель от нас зависит и может быть приобремаема трудолюбиывм, а большое имение, телесная красота и высота сана не от нас зависят.

...Не видишь ли какое зло - лицемерие? И оно - плод зависти, потому что двоедушие нрава бывает в людях по большей части от зависти, когда, скрывая в глубине ненависть, показывают наружность, прикрашенную любовию, и подобны подводным скалам, которые, будучи немного закрыты водою, причиняют неосторожным непредвиденное зло."

В новом свете я увидела себя и некоторых людей вокруг или когда-то бывших в моей жизни. Эти люди как зеркало отражали, то что было во мне - зависть. И как бы не называли "белая" или "черная" зависть остается завистью и ведет к разрушению межчеловеческих отношений.

Мои исследования продолжались не один день. Вот что пишет о зависти Хелен Анделин в книге "Все о детях":
"Зависть - очень распространенное у детей чувство, которое способно породить такие пагубные эмоции, как гнев, ненависть, злобу и мстительность. Из зависти Каин убил своего брата Авеля. Зависть провоцирует множество проблем во взаимоотношениях. Родителям не следует осуждать ребенка, который испытывает зависть или ревность, но они должны сделать все возможное, чтобы помочь ему преодолеть жту склонность как можно скорее. Первый шаг в этом деле - утвердить в ребенке чувство собственного достоинства. Если он будет ценить себя, то будет меньше завидовать другим детям. Кроме того, развивайте его характер, Научившись больше радоваться за других и любить других, он станет меньше завидовать их достоинствам.

Дети могут стать завистливыми, если в семье делается излишний акцент на равентсве. Предположим, когда родитель покупает что-то одному ребенку, он может почувствовать, что обязан купить что-то и остальным. Если он ведет куда-то одного ребенка, то думает, что должен пообещать и другому, что в следующий раз сводит его туда же. Если ребенок будет расти в такой атмосфере уравниловки, то постепенно станет ожидать равного отношения от всех и будет злится, если кто-то имеет больше, чем он. Хотя детей и нужно любить одинакого сильно и поступать с ними по справедливости, все же уравнивать их при любых обстоятельствах изо дня в день не правильно. Пусть ребенок испытает, что значит быть на втором месте. Позвольте его брату или сестре Удостоится особой чести или привилегии. Учите своих детей радоваться успеху или радости другого человека."

Благодаря Хелен Анделин вспомнила детство :-)

И еще о зависти из книги "Быть женой и музой" Ольги Валяевой, из главы "Этапы деградации семьи":

"Четвертая стадия деградации. Жестокость мужа и зависть жены.

На этом этапе муж переходитвсе границы. Он уже ругаетсяматом – и на жену, и на детей. Он может начать поднимать руку на них и другими способами проявлятьсвою жестокость.

А жена в это время,потеряв веру в собственное счастье, становится сплетницей.Она начинает жить чужими жизнями,пытается всем насолить,всем завидует. Особенно тем, у кого семейная жизнь складывается лучше. Она постоянно всех критикует – и мужа в том числе.

Зависть женщины словно разжигает в нем жестокость каждый раз – и остановиться невозможно. В этой ситуации прогресса достичь сложнее,потому что каждый из супругов уже находится в иллюзии,что виновата только вторая сторона. Жена думает, что муж ее тиран,а она – Белоснежка. Муж же считает, что жена– змея подколодная, которую он на груди пригрел.

И самое сложное на этой стадии – увидеть свой недостаток,чтобы начать его менять. Для женщины здесь нужно встретиться со своей завистью. И научиться не только не критиковать других,но и начать искать в других людях хорошее. Учиться желать другим счастья, бескорыстно служить и помогать. Это потребует много времени,потому что семья уже в глубокой яме. Но вылезти из нее можно."

Это исследование помогло с разным сторон посмотреть на зависть и понять себя и других людей, и самое главное понять что с этим "добром" делать. Еще поняла, почему огромный акцент Наталья Шафранова делает на самооценке и умении видеть в людях больше хорошего. Лечит зависть. Надеюсь, что это поможет еще кому-то. Самое важное, мне кажется, это иметь желание измениться. Как пишет Сторми Омартиян в книге "Сила молящейся жены": "Угодная Богу молитва: Измени меня, Господи."

Меня наверное огорчило, что не могу понять сразу своих чувств. Ощутила, что неприятно, а что это даже было сложно понять. Последние лет пять меня преследует мысль собственной эмоциональной безграмотности. Какие-то общие эмоции знакомы, а разные тонкости, да еще и негативные эмоции бывают совершенно непонятными, так как не принято было их прочувствовать и потом уже проявлялись в виде болезней. По всей видимости, когда человек учится проживать в законах Абсолюта, отслеживая связь законов с болезнями, перестает болеть, но зато начинает чувствовать и тогда приходит следующий этап определять эмоции и работать на тонком уровне.
Категория: Хранительница семейного очага | Просмотров: 1003 | Добавил: Elena | Теги: ценность, дети, семья, зависть | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]