Многие люди задумываются об эффективности существующей системы образования в целом и школы в частности, но дальше разговоров дело, обычно, не заходит. Подавляющее большинство родителей воспринимают школу как данность, как день и ночь, как то, что существует независимо от человека. Солнце светит, ветер дует, а все дети с 7 лет идут в школу.
Я начала изучать возможности альтернативного образования с момента, как мой сын перестал писать в штаны. Меня существующая последовательность «детский сад-школа-институт» не устраивала интуитивно и сразу. Я начала разбираться, что, как и почему, и с годами у меня накопилось много аргументов, основанных на своём и чужом опыте, на анализе фактов и продумывании перспектив. Этим я и хочу поделиться.
Для начала хочу описать вредные привычки и навыки, которые вырабатывает школа.
- «Тянуть до звонка». Если ты делаешь что-то трудное или неинтересное, то нужно просто максимально затягивать процесс, и потом всё это отменится. Я очень часто видела это во взрослой жизни. Мне приходилось бывать и начальником, и заказчиком, и я часто сталкивалась с таким шаблоном поведения – максимально медленно что-то делать и затягивать процессы, авось всё само рассосётся. Одна из причин, по которой соцсеть «Мир Творцов» так и не была запущена, это нерешённые технические задачи. Вэбмастер начинал действовать только тогда, когда я сидела, что называется «над душой», самостоятельно наши договорённости он почти не выполнял. В итоге, мы не вышли на необходимый технический уровень для полномасштабного запуска проекта, и теперь сайт подвис в ожидании своей участи. Сейчас забуксовал закон о выделении дальневосточного гектара, потому что нужно проявлять инициативу и шевелиться, что-то делать, принимать решения, но ни чиновники, ни обычные люди не предпринимают шагов по исправлению ситуации, а просто тянут время в ожидании, что всё как-нибудь само решится. И такой тип поведения формирует именно школа!
Я смотрю, как это работает в нашей семье. Дарик копирует Женю в поведении, и теперь, когда я зову его обедать, он отвечает: «Сейчас я закончу и приду». Это появилось не сразу, раньше он мог бросить дрова посреди дороги и бежать в дом, но постепенно в его сознании закрепился другой шаблон – если ты что-то начал, доведи до конца. С дровами уже работает, но если предложить ему еду посередине учёбы, скорее всего он всё побросает и побежит. Этому навыку эффективности нужны годы, чтобы закрепиться.
- «Нарушение иерархичности». Девочкам школа даётся легче, женщина-учительница удобнее, послушание находится в женской природе (даже если его сразу не заметно), мелкая моторика развита лучше, внимательность развита лучше. Таким образом, очень скоро выясняется, что девочки учатся в среднем лучше мальчиков, и ещё «подтягивают» их, помогают учиться или дают списывать. К периоду полового созревания девочки полностью убеждены, что мальчики их глупее, хуже и совершенно безответственные. Девочки не уважают мальчиков, что в перспективе приводит к неправильному распределению ролей в семье, к неустроенной личной жизни и тотальному нарушению Закона Иерархичности во всех сферах взаимодействия между мужчиной и женщиной. Особенно тяжело приходится девочкам с развитым интеллектом, у них практически не остаётся шансов на нормальное развитие в паре. Это я сужу по себе и по своим многочисленным одиноким подругам.
При нормальных раскладах эти упущения нивелируются в семье, но где вы сейчас найдёте семью «с нормальным раскладом»? Родители оба работают, мать командует отцом, если он вообще присутствует в жизни ребёнка. Быть девочкой нужно учить, так же как и быть мальчиком.
- «Работа за оценку». Этот пункт, мне кажется, и расписывать не надо, просто опишу психологические последствия. Человек теряет ценность самого себя и ценность своего дела, становится заложником внешних мнений, что приводит к внушаемости и потере своего курса в жизни. Для мальчиков это выливается в безволие и подкаблучничество, для девочек – в состояние беспомощной жертвы. Или обратное явление – желание добиться и достичь «своего» любой ценой и любыми путями, получить одобрение нечестными способами, привычка приукрашивать действительность. А всё начинается в школе. Альтернатива – ставить себе цели и достигать их. Хорошо, если кто-то порадуется вместе с ребёнком, но главное, чтобы он сам был доволен достигнутым.
- «Конкуренция». Да ,некоторых это мотивирует на развитие, хочется быть лучше чем Петя, или чтобы учительница тебя хвалила чаще, чем Машу. На втором уровне осознанности может и неплохо, на третьем и четвёртом – уже не нужно. Нужно учиться кооперации, совместной деятельности, не стараться перещеголять кого-то в тех же качествах, а объединить вашу непохожесть для создания что-то нового и более объёмного. Спорт со временем должен исчезнуть, такова логика развития планеты. Возвышаться за счёт унижения другого – невыгодно. Выгодно вместе выходить на новые более полные уровни реализации себя как творцов.
- «Наглые рулят». Наверное, многие сталкивались с такими негласными лидерами класса. Когда я училась, мне пришлось выстраивать отношения с такими хулиганами, и не потому что мне хотелось, а чисто для того, чтобы меня не били. И ваш ребёнок в школе будет курить и ругаться матом только для того, чтобы его не били. Общество детей одного возраста – это стадо первого уровня осознанности, в котором действует принцип силы. В стаде возникает вожак, и остальные должны подчиниться, или будут уничтожены. Этот вожак становится иерархом для одноклассников, и родители, общение с которыми становится не настолько важно, теряют свою роль иерархов в жизни ребёнка. В итоге к 13 годам родители осознают, что в их квартире живёт абсолютно чужое злобное существо, которое их ни в грош не ставит. Эта ситуация хорошо описана в книге «Как не потерять подростка» (название нужно уточнять в интернете). Советую почитать.
И что с этим делать? Я лично вижу только один выход – не отдавать в школу.
- «10 лет жизни». На 10 лет вы становитесь заложником школы. Вы будете покупать самые дорогие авиабилеты, ходить в аквапарки по максимальной цене в выходные, подстраивать свои отпуска и взрослые планы под расписание детей. Вы будете сидеть часами над уроками и клеить дурацкие аппликации по вечерам, потому что в школе сказал «надо». У вас и у ваших детей нет никакого права выбора. Просто смиритесь с этим.
- «Рваное мировоззрение». Предметы в школе не связаны друг с другом, тогда как в жизни всё совершено наоборот, всё связано со всем. Все нобелевские лауреаты последних лет совершали открытия на стыке разных наук, объединяя физику с микробиологией, математику с историей и медицину с робототехникой. Традиционное школьное образование не способствует развитию интеллекта. Чтобы точнее понять, почему так, посмотрим на момент создания советской системы обучения. В 30е годы ХХ века в стране было много крестьян, а для индустриального развития требовалось много квалифицированных рабочих и инженеров. Вся система была заточена именно под это. Стране не нужны были философы, деятели искусств, предприниматели и IT- специалисты. Так что если вы по-прежнему хотите вырастить инженера или бухгалтера, то современная система получения знаний вам подходит. Если нет - ищите альтернативу.
И вот мы подходим к вопросу – а в чём же эта самая альтернатива? Как обучать своих детей? Я много это обдумывала и продолжаю обдумывать сейчас, и на данный момент вижу два возможных пути. Первый – отмена обязательного образования для всех граждан. Возможно, нужно будет в возрасте от 7 до 10 лет сдать обязательные экзамены на умение читать, писать, знать упрощённо государственное устройство, историю и географию страны – в рамках общих знаний, а также правила дорожного движения для пешеходов и ещё может какие-то мелкие тесты. То есть родители должны обучить своих детей минимально необходимым знаниям для жизни в обществе, (эти функции может частично взять на себя школа), а потом развязать родителям руки, чтобы дальнейшее обучение они планировали самостоятельно.
И второй путь (если обязательное образование не будет отменено) – это организация совместного обучения в малых группах. Этот вид прекрасно реализуем в поселениях и в урезанной форме возможен в городах. Например, 3 семьи договариваются, что будут учить своих детей вместе, распределяя между собой нагрузку и обязанности. Плюсы такого образования:
- Нужно покупать меньше учебников, без спортивной и школьной формы и сменой обуви вообще всё прекрасно обходится;
- Взрослые могут учить детей по очереди, не нужно перечитывать все учебники. Кто-то лучше знает математику, кто-то поможет по истории или программированию;
- Дети структурированы по иерархичности – старшие обучают младших. Пройденный и понятый материал рассказывается одним ребёнком другому, что улучшает запоминание обоих, к тому же соблюдается Закон Принятия-Отдавания;
- Отдельных преподавателей-специалистов можно нанимать вскладчину. Если учитель английского приходит к вам 2 раза в неделю, час занимается с детьми, час со взрослыми – это будет дешевле и удобнее для всех участников процесса;
- При составлении плана обучения можно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, назначать занятия на удобное время, варьировать периоды интенсивной учёбы и отдыха. Нужно научить детей проверять задания друг у друга и помогать группе в целом двигаться дальше в своих познаниях.
- У вас появляется время на жизнь!
В городе вам придётся довольствоваться теоретическими знаниями, в поселении дети будут учиться самообеспечению себя и своей семьи - строить, выращивать, ухаживать и много ещё всего, и к 12-14 годам смогут полностью пройти второй уровень осознанности и приступить к третьему. Обучающиеся в городе до конца пройти второй уровень не смогут из-за отсутствия условий и останутся завязанными на систему жизнеобеспечения городов. Хотя в принципе, восполнить этот пробел можно, если приезжать в те же поселения и давать детям возможность курсами проходить обучение по самообеспечению. Тут ещё, конечно, надо думать.
Призываю и вас думать тоже, вместе мы найдём новые решения и новые пути!
|